Аспекты социальной миссии
Социальная ориентация потребительской кооперации означает, что из двух главных функций системы - экономической и социальной - приоритет отдаётся социальной (рис. 2.1). Выдвижение социальных проблем на первое место обосновывается той социальной значимостью, которую имеет потребительская кооперация, как для сельских жителей, так и для всего общества.
Рис. 2.1. Социально-экономическая модель потребительского кооператива
Задача кооперативных организаций - сосредоточить усилия на социальной миссии как важнейшем факторе роста устойчивой динамики хозяйственной деятельности, стабилизации местного бюджета, формирования денежных доходов сельского населения, увеличения товарных ресурсов. И в настоящее время организации потребкооперации оказывают пайщикам и населению значительную социальную поддержку. В частности ими осуществляется:
- доставка и реализация товаров в отдалённых населённых пунктах по ценам, сложившимся в целом по району;
- доставка товаров на дом по заявкам населения, первую очередь инвалидам и пенсионерам;
реализация хлеба ниже себестоимости;
содержание планово-убыточных магазинов;
отпуск товаров в долг организациям социальной сферы и всем сельскохозяйственным структурам;
отпуск товаров в долг пайщикам и населению;
продажа товаров по льготным ценам пайщикам и ветеранам потребительской кооперации;
подписка на газету для пайщиков «Российская кооперация» на каждый кооперативный участок, магазин, а так же для отдельных пайщиков-активистов, ветеранов;
обучение, медицинское и санаторно-курортное обслуживание пайщиков.
При любых погодных условиях: в дождь, пургу, по бездорожью кооператоры доставляют товары в самые отдалённые и труднодоступные населённые пункты, в том числе и в такие, где проживают 10 - 15 человек, и продают эти товары по тем же ценам, что и в райцентрах.
Если у людей нет денег, то во многих случаях товары отпускаются им по записи в долг. Это помогает выживать. Кооператоры отпускают товары в долг сельскохозяйственным организациям и предприятиям (акционерным обществам, товариществам, совхозам, колхозам). Практически все они являются должниками потребительской кооперации. За взятые товары, как правило, рассчитываются позже не деньгами, а мясом, зерном, маслом, другими продуктами сельхозпроизводства.
Вся социальная сфера на селе - больницы, школы, дома инвалидов, детские садики тоже должники потребкооперации. Должников много, и сумма долгов очень велика. Кооперация несёт немалые потери, но эта благотворительность необходима для поддержания жизнеобеспечения, существует повсеместно и способствует стабилизации социальной обстановки на селе. А главное, потребкооперация не может оставить в беде своих пайщиков, хотя это обходится ей недёшево. К сожалению, кооператоры об этом не докладывают властям на местах, не рассказывают на собраниях, особенно на собраниях пайщиков. А ведь это и есть часть социальной миссии потребительской кооперации, о которой обязательно надо говорить людям, разъяснять, что это не обязанность кооператоров, а их добрая воля.
Одна из главнейших социальных задач потребительской кооперации - занятость людей. Потребкооперация может и должна помочь людям получить работу. На селе есть большие возможности: есть земля - основное богатство, позволяющее выращивать различные культуры, заниматься животноводством, промыслами. А многие кооператоры в это трудное для селян время продолжают ограничиваться только привычными видами кооперативного бизнеса (деятельности). Да и объёмы по этим важнейшим отраслям упали в десятки раз к уровню 90-го года, что на руку конкурентам. В ряде кооперативных организаций торговля убыточна, нет собственных оборотных средств, узок ассортимент товаров, покупательский спрос не изучается, население вынуждено идти за покупками к конкуренту или ехать в районный, а то и в областной центр. В заготовках всё ограничивается традиционными видами продукции, да и закупается она в малых количествах (всего 2 - 3 процента от товарной сельхозпродукции, выращенной людьми), а население не может сбыть картофель, лук, молоко, яйца, не говоря уж о вторичном и кожевенном сырье и многом другом.
Другие материалы
Содержание, задачи и принципы анализа финансово-хозяйственной деятельности
предприятия
Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению ...
Финансовый план
За сутки на линии будут постоянно находиться 4 автомобиля. 1 автомобиль на профилактике, либо на станции технического обслуживания. Каждый автомобиль за смену (8 часов) в среднем выполняет 20 заказов, то есть 80 заказов в сутки. При этом каждый авт ...